- - - - - -

Рынок интеллектуальной собственности

23.09.2016


Нам необходимо начать с определения понятий и уточнить, что понимается под интеллектуальной собственностью и что зуда не входит. Далеко не все идеи можно защитить как интеллектуальная собственность, а многие идеи, которые можно было бы защитить, такой защитой на практике не обеспечиваются. Понятие «интеллектуальная собственность» относится к совокупности идей, которые: а) являются новыми; б) полезны; в) реализованы на практике в материальной форме; г) управляются в соответствии с действующими законами3. Хотя в понятие интеллектуальной собственности входят патенты, копирайты, профессиональные секреты и торговые знаки, в этой главе основное внимание уделено патентам. Патенты — это основной источник сделок с интеллектуальной собственностью, и поэтому многие аспекты управления патентами в полной мере применимы и к управлению другими видами интеллектуальной собственности.


По некоторым оценкам, рынок патентов и лицензий огромен. По данным Бюро экономического анализа (Bureau of Economic Analysis) из Министерства торговли США, на ведущих участников на мировом рынке патентов и лицензий, а это США, Япония и Европейский союз (ЕС), приходится более 90% 142 млрд долл, роялти, полученных в глобальных масштабах в 2000 г.4. В 1998 г. США были самым крупным чистым экспортером роялти: роялти и платежи, полученные от иностранных фирм в 1998 г., составили 36 млрд долл., что в три раза превышает 11,3 млрд долл., истраченных фирмами США на приобретение иностранных технологий. Эта положительная разница во многом была определена торговлей с Азией, где самый крупный потребитель интеллектуальной собственности США (45% всех роялти и лицензий) — Япония, а на втором месте идет Корея (18%). Хотите снять накопившуюся за день усталость? Вам поможет массаж на дому.


Хотя общий рынок подобных обменов интеллектуальной собственностью огромен, большая часть этих обменов осуществляется между аффилированными организациями одной и той же фирмы, действующими в разных странах, а не на открытом рынке. В Соединенных Штатах 73% всех международных лицензионных сделок в 1998 г. осуществлялись в виде трансакций между аффилированными фирмами6. Этот обмен осуществляется на основе многих факторов, обсуждение которых не входит в цель этой главы, в частности налоговых ставок и ситуаций, когда фирмы хотят получить прибыль от своих видов деятельности.